Местный благотворительный фонд

"Семейный инклюзив-театр"

УНП 192215032

  • White Facebook Icon

220030, Республика Беларусь

Минск, ул. Я.Купалы, д. 21, к. 321

(Дворец культуры ветеранов, ст.м Октябрьская)

© 2017 Семейный инклюзив-театр "i"       Дизайн Oliwa Marketing

 

ул. Янки Купалы, 21, оф. 321

Дом Ветеранов

Минск, 220030

kiseleva.irina@gmail.com

Телефон: +375 29 6-111-606

Как аутизм ворвался в жизнь белорусских поэтов, и что из этого вышло. История Кости

12.06.2017

Читайте оригинал на rebenok.by

 

Костя Жибуль — 11-летний сын известных белорусских поэтов Виктора Жибуля и Веры Бурлак. Он - актер Cемейного инклюзивного театра «i», художник, победитель литературных конкурсов. Костя пишет стихи с года и семи месяцев. В девять лет он написал сказку «Сабачая чыгунка». 3 июня прошел поставленный по ней спектакль. Об участии Кости в спектакле и роли театра в жизни мальчика с аутизмом Ребенок.BY рассказала его мама, филолог, писатель и переводчик Вера Жибуль

 

 

В инклюзивный театр «і» Костя пришел в апреле прошлого года. При подготовке к «Флейте-чарадзейке» ребят собрали, чтобы они нарисовали рисунки для декораций. Костя тогда начал не только рисовать, но и рассказывать.

 

Взрослые обратили внимание на то, что это ребенок сочиняющий. Тогда и возникла идея привлечь Костю к деятельности театра как писателя.

 

Первая пьеса, в которой он участвовал, называлась «Флейта-чарадзейка». В начале июня, практически год назад, была премьера в Филармонии. Костя уже тогда получил достаточно серьезную роль. Он играл злодея вместе с другой девочкой: пугал детей и не хотел, чтобы приходила весна, а всегда была зима. Оказалось, что у него есть актерские способности, этого никто не ожидал.

 

« Чыгунка» - это уже вторая пьеса, в которой он участвует.

 

Творчество для Кости — способ вести диалог с миром

 

– Вера, как Вы думаете, то, что родители – поэты, повлияло на его талант?

 

– Я думаю, повлияло. Есть же целые династии, связанные с какой-то профессией. Здесь играют роль не только традиции, но и способности. Наверное, у Кости литературный талант появился и поэтому тоже. Творчество для него является одним из способов вести диалог с миром.

 

– Ценность этой пьесы – показ внутреннего мира человека с аутизмом?

 

– Пьеса больше про то, как разные дети, у каждого из которых свои характеры, страхи и желания, дружат. Это в пьесе самое главное.

 

Действительно, сказка придумана мальчиком с аутизмом. Он в ней присутствует как персонаж.

 

Кот – это его темная сторона, то, что происходит во время срыва в поведении, когда он не может себя контролировать. Герой Кости вступает с этим котом в борьбу и находит, как с ним можно справиться.

 

Это метафорическое выражение внутреннего мира, наверное, многих людей. То, что я наблюдаю у Кости в быту, как он осмысливает свое поведение, как он учится понимать, как вступать в социум – безусловно, параллель этому в пьесе тоже есть.

 

 – Какие были сложности при подготовке пьесы?

 

– В первую очередь сложности поведенческие – те же, из-за которых Костя пока что не может учиться в обычной школе вместе с ребятами.

 

У Кости на первых порах был тьютор. Это человек, который сопровождает ребенка на репетициях и все объясняет, а потом Костя и сам втянулся.

 

На гастролях по областным центрам уже было видно: он сам знает, где надо выходить.

 

– Чем еще увлекается Костя?

 

– Он очень любит плавать. Он вообще увлекающийся мальчик. Если ему что-то понравится, то это серьезно. Очень интересовался породами собак, но, к сожалению, у него очень резкая форма аллергии на собачью шерсть.

 

В детском коллективе проблемы появились явные, и опытные воспитатели не могли их не заметить

 

– Когда Вы узнали, что Костя особенный?

 

– Диагноз поставили, когда ему было 4 года – незадолго до этого он пошел в детский сад.

 

До тех пор мы не замечали каких-то особенностей: Костя – наш первый ребенок, у него вовремя появилась речь, даже очень хорошая для его возраста.

 

А постоянно повторяющиеся вопросы на одну и ту же тему (например, в год: «Какие бывают свечи?» -- отвечая, перебрали все, от восковых до медицинских и свечей зажигания) и некоторые другие особенности, как мы думали, нормальны для этого возраста.

 

В детском коллективе проблемы появились явные, и опытные воспитатели не могли их не заметить.

 

– Как Вы к этому отнеслись? Что чувствовали?

 

– Постановка диагноза для меня сделала жизнь легче: стало понятно, что проблемы в детском саду не из-за того, что ребенок плохой или мы плохие родители; стало понятно, о чем искать информацию.

 

А найденная информация подсказала, как себя вести, чтобы хотя бы не усугубить имеющиеся проблемы.

 

Но были и другие чувства: сотрудничество с системой образования тогда не складывалось. Мы старались избежать конфликтных ситуаций, но это не всегда удавалось, шли на компромиссы, но не всегда удобные для нас.

 

Некоторое время, пока не познакомились с другими родителями детей с аутистическими расстройствами и с их замечательными ребятами, чувствовали одиночество и слабость перед большой проблемой.

 

 

 

 

Костя учится дома по общеобразовательной программе

 

– В какую школу вы ходите? Как к Косте относятся одноклассники?

 

– Сейчас Костя учится в обычной школе по общеобразовательной программе. Правда, учится дома, потому что ему не удается учиться в общем классе: сказывается и сильное утомление (на надомном обучении количество уроков меньшее), и перевозбуждение от того, что вокруг так много звуков, визуальной информации. С дисциплиной тоже неважно: усидеть на стуле 40 минут – пока что непосильная для Кости задача.

 

Своих одноклассников Костя знает со второго класса. Учителя постарались сформировать у детей хорошее отношение к необычному мальчику, учили с пониманием относиться к его особенностям.

 

Но, конечно, бывало всякое, потому что и от детей нельзя требовать, чтобы они безоговорочно приняли то, что, по их мнению, странно или даже предосудительно (и почему ему можно вскочить или крикнуть посреди урока, а нам нельзя? Вполне логичный вопрос). А есть и дети, готовые помогать Косте – настолько, насколько могут.

 

Мы до сих пор благодарны однокласснице Кости, которая согласилась прийти к нему на день рождения – пока что единственный, на который нам удалось пригласить кого-то из детей.

 

– Костя нашел группу единомышленников, людей, с которыми ему комфортно?

 

– Наверное, пока что такой группой для него остается семья. Но инклюзивный театр «i» тоже становится всё более значимым коллективом для Кости.

 

Здесь действительно с любовью относятся ко всем детям, без проблем позволяют Косте подержать себя за мизинчики (с некоторых пор у него есть такая потребность) и мягко включают в совместную работу.

 

Костя – не единственный «особенный» ребенок в театре, и сейчас действительно сложилась такая атмосфера, когда вместе комфортно всем. А в такой обстановке, надеюсь, появятся возможности учиться общению и понемногу расширять его круг.

 

– Это случилось благодаря театру или раньше?

 

– Получается, что во многом благодаря театру. Это действительно сложная задача – социализировать ребенка с аутизмом. Вне коллектива это сделать не получится, а театр оказался именно таким коллективом, где к Косте относятся с пониманием и дети, и взрослые.

 

– Костя не боялся знакомств и общения с новыми людьми?

 

– Скорее, избегает – и раньше, и теперь. Наверное, потому что для него это сложно, вызывает напряжение, а потому он стремится к более привычным и приятным делам.

 

Но теперь Костя явно стал смелее, ему осталось научиться учитывать то, что могут хотеть и чувствовать другие люди, и запомнить формы вежливого общения. Это задача большая, работы хватит надолго, но будем работать.

 

Я не увидела у Кости страха сцены

 

– Сложно ли было выступать на публике?

 

– Я не увидела у Кости страха сцены, публики. Во время репетиций «Флейты-чарадзейки» его так заинтересовал микрофон, то, как он меняет звук, что всё остальное оказалось приятным приложением к этой забаве. Кстати, именно тогда Костя сам захотел ходить на репетиции. Сейчас говорит, что ему нравится выступать.

 

 «На бяз'ежжы і суп - ежа»

 

– Можете ли здесь процитировать отрывки Костиных произведений?

 

– Попробую что-нибудь из новых. Вот скороговорка, которую Костя сочинил для занятия в театральной студии:

 

На бяз’ежжы і суп – ежа,

На бязвежжы і слуп – вежа.

 

А вот из более раннего творчества:

 

Я як змяя: лягу пасплю.

Таму стаяць я не люблю.

 

И из почти дошкольного детства:

 

Бабры спускаюцца з гары.

У іх марозіва ўнутры.

Бабры зусім не дзікія:

У іх хвасты вялікія.

 

Еще Костя пишет очень много прозы – сказки, рассказы и даже роман про собак.

 

– Во сколько лет Костя научился читать и писать?

 

Читать мы учились по кубикам Зайцева, начали с 5 лет. Довольно легко эту премудрость освоили, но Костя до сих пор читать не любит, только слушает охотно. Пишет примерно с того же времени.

 

Интересно, что до сих пор свои произведения записывает печатными буквами и делает из них «книжки».

 

 

 

– Как изменился Костя после того, как он стал актером театра?

 

– Могу сказать, что он стал лучше выполнять произвольные действия – те, что от него требуются. Научился включаться в совместную работу. И смелее стал, это очевидно.

 

 Театр – это пока что самый комфортный для Кости детский коллектив

 

– Помог ли театр Косте больше социализироваться?

 

– Да, безусловно. Это пока что самый комфортный для Кости детский коллектив, и мы надеемся, что и дальше театр поможет Косте развивать навыки общения.
 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Блог

Избранные посты

Театр детской радости

01.10.2019

1/8
Please reload

Архив
Please reload

Подпишитесь
  • Grey Vkontakte Icon
  • Grey Facebook Icon
  • Grey Twitter Icon
  • Grey Instagram Icon